
О книге Ольги и Натальи Артёмовых «Луна в проводах» пишут, рассуждают молодые учителя.
Повесть Ольги и Натальи Артёмовых «Луна в проводах» побудила студентов московских вузов, будущих педагогов, молодых учителей взяться за перо. Они пишут удивительные по глубине рецензии. Одну из них предлагаем вашему вниманию.
Ангелина Махарова,
выпускница Московского педагогического государственного университета
Читая в юных сердцах…
«Луна в проводах» – лауреат конкурса им. С. Михалкова, интересная повесть о/для подростков.
В ста страницах Ольга и Наталья Артёмовы уместили главные острые углы подросткового периода. Тут вам и школьные принцы, чья картонная корона в один миг может стать колпаком, и писаные красавицы, которые забывают, что и у Снежной королевы было сердце.
Для меня, как для человека, проводящего с подростками большое количество времени, был крайне интересен конфликт учитель–ученики. То, как Марина Владимировна держала лицо перед стаей старшеклассников заслуживает уважения. Медленный духовный рост некоторых ребят вселял надежду, что и в жизни такое возможно.
Гека – удивительный мальчик. Озлобленный на весь мир, на своих одноклассников и учителей, утративший связь с родителями (чаще всего и вовсе считающий их недалёкими стариками), он, тем не менее, подросток думающий, обладающий критическим мышлением и не падкий на льстивые слова и простые пути. Мне, как читателю, верится, что по итогу из него выйдет что-то толковое.
Авторам удалось очень тонко и пронзительно (и, что важно для подросткового чтения, простыми словами!) раскрыть тему связи поколений. Мы видим, как Егор, один из самых туманных героев повести, не стыдится своего эксцентричного деда, поддерживает связь с двоюродным братом, на которого совсем не в обиде за надобность потесниться в собственной квартире. Как Гека снова пытается восстановить хрупкую ниточку связи с родителями. И в противовес этому наблюдаем за равнодушием Лиды к собственной матери (допускаем, что проблема этой героини глубже, быть может, попытки завоевать любовь ушедшего отца? Отсюда и манера копировать ветреность этого человека?), за довольно мерзким отношением Ника к собственному дедушке:
«Гека видел: всё это у них с родителями не раз обсуждено и принимается как некое благо. Спросил:
– А где дед-то?
– Дед? – в фигуре Ника убавилось развязности, и даже нечто вроде тени на миг набежало на довольное лицо. – В больнице. Опухоль.
Вот так. Дед скоро и весьма удачно освободит жилплощадь. Ник, наверно, неплохо, в общем-то, относится к старику. Может, даже уронит пару скупых мужских слезинок над его могилкой. Но квартира для него ценнее. Гека не сомневался в правильности своего расклада.
– Книги всё равно в расход. А нам как подарок.
Это, видимо, тоже в семье обсуждено. Ник, наверно, уже приглядывает, куда стол компьютерный лучше поставить: в угол или к окну. А ведь когда-то Нонна ставила книголюбовь этого мальчика им в пример. Впрочем, тогда его звали Никита».
Стоит обратить внимание не только на разнообразие и проработку героев – подростков. Взрослое поколение в повести тоже очень колоритно. Немного задевает, конечно, описание молодых педагогов – карьеристов, которые используют детей либо как инструмент для продвижения по карьерной лестнице, либо преподают свой предмет весьма поверхностно и «наглядно» (вспомним, как «Акам» разрешали использовать брошюры и краткое содержание, поощряя не читать произведение полностью):
«– У меня вопрос, – выдержал паузу. – Вот вы не требуете, чтоб мы «Войну и мир» читали. От корки до корки. И нам это подходит. А сами?
– Что сама? – Анюта чуть приподняла искусственно красивые брови.
– Ну, сами вы «Войну…» эту «…и мир» читали? Хоть раз?
Лёгкий румянец окрасил прелестные щёчки Анюты. На 10 «Б» она взглянула с открытой неприязнью. Вот ведь, подобрала заморышей, а они являют неблагодарность. Да ещё и в присутствии восхищённого Паши.
– Ну-у-у… – Анюта улыбнулась, – Давайте я отвечу честно. Некоторые эпизоды я пролистала. Описания природы, ещё кое-что… Мы должны уметь анализировать. И, знаете, раз уж зашёл такой разговор, выскажу своё мнение. Мне кажется, в двадцать первом веке мы не найдём ни одного молодого человека, который бы прочитал эту, пусть и великую книгу, от первой до последней страницы».
Но всё-таки приятно знать, что правда всё равно остаётся за Мариной Владимировной. Значит, есть к чему стремиться не только подросткам, но и молодому поколению учителей.
Подводя итог, хотелось бы похвалить авторов, поскольку «Луна в проводах» действительно хорошая подростковая повесть, которая говорит о важном простыми словами. Очень удачно использован подростковый сленг, который не переходит в грубость, а лишь подчёркивает обособленность юных героев. И конфликт, который положен в основу повествования, понятен современным школьникам, что позволяет читателям стать чуточку ближе к героям, погрузиться в историю целиком.
Школьники, ставшие участниками конкурса «Путеводная книга», уже пишут свои глубокие эссе о «Луне в проводах» и делают замечательные иллюстрации.